О СЕРЕБРЕ ЦЕНА ВИДЫ ПРОБЫ СПЛАВЫ ИЗДЕЛИЯ УХОД ЗА СЕРЕБРОМ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЫ
ИСТОРИЯ ДОБЫЧА ТЕХНИЧЕСКОЕ СЕРЕБРО СЕРЕБРО В ХИМИИ СЕРЕБРО В МЕДИЦИНЕ ВОДА БЕЛОЕ ЗОЛОТО ДРАГМЕТАЛЛЫ

На главную

Туркменские традиционные ювелирные украшения из серебра



Туркменская девушка, наряженная в традиционные серебряные украшения.



Туркменские девушки в национальных костюмах.



Ювелирные украшения туркменской женщины, всегда сопровождали ее на протяжении всей жизни. Самыми многообразными и многочисленными серебряными украшениями считались украшения для девочек, девушек и женщин, имеющих одного или двух детей.




Внизу на фото имеется изображение серебряного украшения для головы женщины – купба. Как правило, такое украшение пришивалось на макушку девичьей шапочки, которая называлась - тахья, с виду очень похожую на тюбетейку. В верхней части куполка припаяна трубочка, в которую вставлялось птичье перо филина или совы, если девушка была не невестой. Как только девушка становилась засватанной, соответственно перо вынимали из трубки.





В девятнадцатом веке серебряные украшения изготавливались в основном из серебра. Очень интересными были свадебные украшения для туркменских девушек. Такой свадебный наряд, был украшен многочисленными ювелирными серебряными изделиями. Общий вес такого свадебного костюма, достигал пятнадцати килограммов.

Верхняя часть свадебного наряда


Нижняя часть свадебного наряда


С возрастом, серебряный наряд туркменских женщин - изменялся. Как правило, женщины сорока – пятидесяти лет, носили очень скромные серебряные украшения. Прежде всего, это были: на головное украшение - яшмак уджи, скромное серебряное кольцо и сумочка - хенкель, которую женщины часто носили через плечо. В кожаную сумочку они вкладывали Коран или мелкие детали (ключи, маникюрный набор).

Кожаная сумочка, украшенная изделиями из серебра и полудрагоценным камнем - сердоликом.



В девятнадцатом веке, туркменские серебряные украшения изготавливались в основном из серебра и полудрагоценных камней.



Туркменские серебряные украшения, предназначенные для женщины, украшались гравированным орнаментом геометрического или растительного характера.



Туркменские украшения из серебра, также украшались филигранью, накладной зернью и вставками из сердолика.



В девятнадцатом веке серебряные украшения для женского национального костюма, несли в себе не только эстетическую функцию - в качестве декора, но и выполняли назначение оберегов и защиты самой хозяйки. К большому сожалению, к середине двадцатого века - в туркменских серебряных украшениях, вместо традиционного камня – сердолика, стали использовать цветное стекло.




Большой разницы между женскими и мужскими серебряными украшениями не было. Поэтому мальчикам и девочкам надевали одинаковые обереги. Одним из таких украшений является оберег ок-яй, что означает в переводе с тюркского языка - «лук со стрелой». Это украшение обычно пришивалось к спинке детского халата и считалось, что мальчик, который будет носить это украшение, обязательно вырастит очень храбрым и сильным.



Помимо детских оберегов, сегодня в двадцатом веке, широко распространены амулеты и амулетницы.

Одним из самых старых ювелирных серебряных украшений, является - тумор. Это очень массивное серебряное украшение, которое пришивалось на заднюю часть головного женского убора.



Есть еще один очень интересный тумор - в виде цилиндра с напаянной треугольной шапочкой, который, как правило, носился на тесемочке. Сам цилиндр этого серебряного украшения, был с откидной крышечкой, куда также вкладывались какие – либо заклинания.



Есть и поменьше парные туморы, которые пришивались также на одежду женщины.



Самыми любимыми женскими серебряными украшениями для головы, в девятнадцатом веке, были - наголовные накосны. По древним поверьям считалось, что волосы человека это самое слабое звено нашего организма. Поэтому очень просто было наложить порчу или сглазить женщину, особенно в период ее беременности.

До свадьбы, как правило, девочки и девушки носили по четыре косы, по две спереди. Во время свадебной церемонии, существовал целый ритуальный обряд, когда косы переплетались из четырех - в две, а затем перекидывались на спину и на эти косы навешивались специальные - накосные украшения.





Большинство женских серебряных украшений, которые представлены в музейной экспозиции Государственного музея искусства народов Востока, вышли уже из постоянного обихода, но некоторые все равно остаются любимыми и носимыми туркменскими женщинами. Это, прежде всего серебряное украшение – гульяка, застежка на ворот женского традиционного халата.



До сих пор среди туркменских женщин считается распространенным наручный серебряный браслет – билезик. В девятнадцатом веке это были очень тяжелые, массивные и широкие наручи. Иногда они достигали в длину до тридцати сантиметров.



Ювелирное дело в Туркмении, имеет свою необычную историю. Зяргяры, так всегда называли профессиональных туркменских ювелиров. Профессия мастера – ювелира в Туркмении, была исключительно мужской профессией. Женщин к этому виду искусства не допускали. Туркменское ювелирное искусство, всегда передавалось по наследству от отца к сыну, а иногда племяннику.

В двадцатом веке, мастера стали брать себе в ученики всех желающих обучаться ювелирному делу. Ювелир, взявший себе желающего человека в ученики, не брал с него никакой оплаты. Наоборот мастер часто сам обеспечивал материальную жизнь своего ученика. Иногда ученик за свой труд, даже получал вознаграждение. В основном, в подмастерья брались мальчики в возрасте от десяти до двенадцати лет. Обучение длилось долго, от трех до пяти и более лет.

В первый год обучения, подмастерью доверяли простую работу. Несложная работа обычно была связана с раздуванием меха и наведением порядка. Когда мастер замечал, что у ребенка появляется интерес к работе, ему предоставлялось возможность на деле проявить свои способности.

Ученику доверяли простую работу, связанную с изготовлением простых элементов украшений. Сначала он изготавливал примитивные петли, а потом гнезда для вставочных камней. Обучение азам ювелирного дела, было пошаговым. Звание мастера, ученик получал после сдачи своеобразного экзамена. Он должен был самостоятельно изготовить украшение. Затем качество работы, оценивалось опытным мастером.

Если работа ученика удовлетворяла умудренного опытом мастера, то подмастерье проходил обряд посвящения в мастера. Обряд посвящения в мастера, проходил по старинному обычаю. По этому поводу устраивалось пиршество, для этого забивали барана и готовили угощения. В конце пиршества мастер дарил ученику некоторые инструменты и материалы, а ученик в знак глубокого уважения, дарил мастеру халат.

Для того чтобы обеспечить себя работой, мастер ходил по заказчикам. Все необходимые для работы инструменты он хранил в переметной суме. Набор инструментов обычно состоял: из небольшой наковальни, горна - для раздувания огня, молоточков, тисков, железной пластины с отверстиями – для вытягивания серебряной проволоки различного диаметра, ножницы – для резки тонких серебряных пластин, металлических чашек – для плавки серебра, щипцов – для доставки чашек к огню, инструментов - для сварочной работы и набора различных штампов – для нанесения орнамента. Хорошим мастером считался тот, кто имел не менее двадцати одного штампа.

Основным материалом туркменских ювелиров, было серебро. Золото для изготовления украшений, использовалось крайне редко. Часто заказчики отдавали мастеру на переплавку серебряные монеты или старые ненужные украшения. Использование серебра для изготовления серебряных изделий в Туркмении, объяснялась древней доисламской верой в сакральную и мистическую силу металла, которая укоренилась в сознании у туркменских мусульман.

Серебро у Туркменов всегда ассоциировалось с женским началом. Считалось, что украшения из серебра способны лишать яды силы, а звон серебряных подвесок изгоняет злых духов. С приходом ислама драгоценные камни и золото для туркмен, стали принадлежностью высшего сакрального мира. Для земной жизни, были оставлены только серебро и полудрагоценные камни.

В священной книге Коране говорится, что того кто уверует и совершит праведные поступки, Аллах введет в райские сады, где текут реки. Все там, в раю, будет украшено золотом и жемчугом, а одеяния будут из шелка.

В хадисах, в сказаниях о жизни Пророка рассказывается, что серебро является металлом простых смертных. Однажды человек пришел с железным кольцом на пальце. Пророк сказал ему: «Почему ты надел кольцо для неверных людей»? Человек снял его и надел кольцо из железной меди. Затем Пророк сказал, «Я чувствую запах идолов от тебя». Человек снял медное кольцо и спросил, какое кольцо ему лучше надеть. «Только из серебра», ответил Пророк. Поэтому массовые украшения для людей - в Туркмении, изготавливались из позолоченного серебра. Такие серебряные украшения соответствовали традиционным представлениям о магической силе серебра и золота, но при этом не противоречили нормам ислама.

Из всех технических приемов, больше всего туркменские ювелиры применяли штамповку и гравировку. Мелкие штампованные пластинки из золота припаивались к серебряной основе или серебро покрывали тонким слоем золота, где позолоченный слой создавал узор на фоне серебряной основы. Для создания серебряных изделий, методом холодной ковки, подготавливались тонкие серебряные листы, которые складывались несколько раз, подогревались и прокатывались, такая операция повторялась много раз. Изготовленную тонкую серебряную пластину, накладывают на материнскую бронзовую матрицу с узором вырезанным вовнутрь. Для того чтобы не разорвать тонкий серебряный лист, формы отпечатывались через свинцовую прокладку, с помощью отцовского бронзового штампа с выступающим резным орнаментом наружу.

Большие серебряные пластины, выбивались без применения штампов, при помощи молотка. Маленькие серебряные пластины, проштамповывались специальными штампами, которые представляли собой металлические стержни, на конце которых имелись штампы с рельефными узорами. Некоторые штампы имели сразу очень много мелких деталей с различными узорами в виде: стрелок, цветов, листков и розеток, из которых набирались накладные элементы для декора. Для изготовления украшений с цилиндрическими и полусферическими формами, применялась особая матрица. Для мастера – ювелира штампы имели очень большое значение. Обычно наборы штампов передавали по наследству.

Часто изделия из серебра украшались полудрагоценными камнями. Наиболее часто встречающимся камнем в туркменских изделиях был - сердолик, а реже применялась - бирюза. Камни вставлялись по краям изделия и в центре. Сегодня камни, часто заменяют цветным стеклом или пластмассой.

Туркменские девичьи и женские серебряные украшения были очень разнообразны. Есть очень много интересных серебряных украшений предназначенных для рук, шеи, кос и ушей. Кроме нательных изделий из серебра, известны украшения, которые прикрепляются на одежду.

Особенно большое значение имеют украшения для головы. Для туркменских женщин типично богатое убранство головы. Головной убор, украшенный серебряными украшениями, является чуть ли не самым главным элементом национального костюма. Головы украшаются с помощью платком и тюбетеек, с большим набором ювелирных украшений, имеющих утилитарную функцию - в виде зацепок и держателей платков и определенное смысловое значение.

Туркменские серебряные украшения имеют своеобразный стиль, который не имеет аналогов у других народов проживающих в Средней Азии. Различная стилистическая особенность туркменских украшений, проявляется по племенной принадлежности. Туркмены делились на крупные и маленькие племена. У каждого племени были свои особые приемы в оформлении украшений. В зависимости от возраста женщины, меняется традиционный набор украшений.

Своеобразный и большой набор серебряных украшений имели девочки с девяти – десяти летнего возраста, девушки до замужества, молодые женщины после свадьбы и до рождения одного или двух детей. У большинства племен, девичьи серебряные украшения сильно отличались от женских изделий. Во всех племенах девочку начинали украшать с девяти – десятилетнего возраста. У туркменов считалась, что она уже могла быть потенциальной невестой. Детские украшения – обереги, сменялись более значимыми и обильными - девичьими.




Главным украшением туркменок была тюбетейка. Тюбетейка украшалась укрепленным на макушке - серебряным куполом, в виде торчащей вверх трубки, в которую вставлялись птичьи перья. По верху тюбетейки, от краев купала, радиально располагались серебряные пластинки, концы которых украшались бахромой из подвесок. Такая шапка – тюбетейка с виду напоминает боевой шлем, украшенный перьями сверху.

Характерным серебряным украшением для девочек – невесток, было изящное налобное украшение – синсиле, которое состояла из несколько рядов штампованных пластинок, соединенных между собой и украшенных большим количеством мелких подвесок.



По сторонам тюбетейки, текинские и човдурские девушки, прикрепляли очень массивные серебряные украшения в виде больших пластин, височных подвесок – чекелик, часто закрывающие с обеих сторон щеки. Незамужние девушки не носили серебряных сережек, это была прерогатива замужних женщин. Вместо сережек из серебра, в ухо девушки вставлялась нитка с несколькими бусами.



Прочитайте, это интересно:
Тибетское серебро • Немецкое серебро • Китайское серебро • Израильское серебро • Итальянское серебро • Тайское серебро • Русское серебро • Арабское серебро • Турецкое серебро • Украинское серебро • Казахское серебро • Серебро Казахстана • Английское серебро • Харьковское серебро • Мексиканское серебро • Кубачинское серебро • Великоустюжское серебро • Японское серебро • Греческое серебро • Киргизское серебро • Грузинское серебро • Цыганское серебро • Финское серебро • Молдаванское серебро • Берберское серебро • Португальское серебро • Испанское серебро •


Copyright © 2012. All rights reserved.
Копирование материалов сайта разрешается только с использованием активной ссылки на silvery.com.ua
Яндекс.Метрика       КАРТА САЙТА